Особенности регулирования криптовалютных бирж в США

Соединенные Штаты Америки являются домом для огромного количества технологических компаний и стартапов, а уровень жизни граждан этой страны один из самых высоких в мире. Поэтому не удивительно, что много проектов в сфере виртуальных валют желают продавать свои услуги гражданам этой страны. В нашем же случае интересуют вопросы организации и регистрирования криптовалютных бирж и предоставления таких услуг американцам.

Криптобиржи в Америке регулируется на федеральном уровне законом о банковской тайне (Bank Secrecy Act – далее BSA) как учреждения, предоставляющие денежные услуги (Money Service Business – далее MSB) и, как учреждения для перевода денег (Money transmitters) на уровне штата. Важно отметить, что налоговыми резидентами США являются только те компании, которые зарегистрированы в США или компании у которых налоговые резиденты США имеют долю владения (прямая или косвенная) свыше 10%.

С момента вступления в силу закона о борьбе с отмыванием денег 1994-го года, MSB обязаны регистрироваться в FinCen казначейства США (Financial Crimes Enforcement Network – Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями) раз в два года.

В 2001 году, для борьбы з финансированием терроризма был принят антитеррористический закон (USA Patriot Act). Данный закон расширил федеральное регулирование на MSB, исходя из которого, учреждения предоставляющие денежные услуги не могут совершать деятельность без специальной лицензии в штатах, где такая лицензия требуется. В случае, осуществления такой деятельности без лицензии, такая деятельность будет определяться как федеральное преступление. Можно сказать, вышеуказанные законы непреднамеренно создали почву для уголовного и гражданского регулирования криптобирж.

Первый кейс с виртуальным валютой под этими законами, был против компании, которая выпускала в 1996 году виртуальную валюту E-gold. По легенде, эта цифровая валюта поддерживалась золотыми запасами. С годами данная платежная система проводила трансакции на миллиарды долларов в год, и создатели этой платформы не усмотрели как могут использовать эту виртуальную валюту представители криминального мира. Для того, чтобы остановить злоупотребления, Министерство Юстиции США предъявило обвинительное заключение против E-gold и его директоров за работу как нелицензированное учреждение, предоставляющее денежные услуги. В рамках этих процессов суд ввел приказ о расширении дефиниции казначейства США о переводе денег и после этого перевод трактуется как «передача стоимости валюты в любой форме». Соответственно, директора были признаны виновными в эксплуатации нелицензированного учреждения для перевода денег и им был назначен штраф в почти 4 миллиона долларов.

Однако, c появлением и развитием криптовалют и криптовалютных бирж этих законов оказалось недостаточно. В марте 2013 года, FinCen представил пояснительный руководитель для бирж, где торгуются криптовалюты («FinCen Guidance») в котором рассматриваются позиции, предпринятые Министерством Юстиции в кейсе с E-gold, и объясняется, что разницы в переводах обычных фиатных денег и виртуальных нет. Т.е, получать лицензии нужно всем, кто занимается переводом денег или предоставлением денежных услуг. Можно сказать, что с E-gold началось пристальное внимание к криптобиржам и компаниям связанных с криптовалютой, самые резонансные из которых – это Silk Road и биржа BTC-e.

Показательным является случай с второй компанией. Canton Business Corp. более известна как BTC-e была восточноевропейской криптобиржой которая предоставляла значительные услуги американцам и хранила сервера в США. Ее история началась в 2011 году. В пиковые времена было более чем 700 тысяч зарегистрированных пользователей и трансакций на 300 миллионов $ только лишь Биткоина. Как было потом выяснено большинство из этих сделок использовались для разных криминальных правонарушений. 26 июля Министерство Юстиции США предъявил обвинительный акт главе BTC-e Александру Виннику за управление нелицензированным MSB, отмывании средств и в том числе за отмывание средств, сворованных с биржи Mt.Gox задолго до этого. Плюс ко всему FinCen насчитал 110 миллионов $ штрафа за нарушение законов AML.  Индивидуально Винник должен был заплатить 12 миллионов $ за его роль в этих правонарушениях. Хотя адвокаты BTC-e утверждали, что была имплементирована программа KYC, Министерство Юстиции доказало, что это было не более чем подделка на такую программу, так как такая политика для клиентов была необязательной с галочкой «optional», что нарушает положения BSA. В целом FinCen и Министерство Юстиции усмотрели следующие нарушения: 1) Не регистрировали биржу как MSB; 2) Отсутствие KYC процедур; 3) Отсутствие написанной и имплементированной AML программы; 4) Специально сокрытие трансакций и отсутствие внешнего контроля; 5) Не подавали доклады о подозрительной активности (SAR); 6) Не хранили данные о трансакциях на сумму более 3000 $; 7) Руководство BTC-e подозревало, что их платформу используют преступные элементы для отмывания денег и не предпринимали никаких шагов для противодействию этому.

Данные кейсы послужили тому, что регулирование MSB начало быстрыми темпами усовершенствоваться на федеральном и штатном уровнях. Был разработан закон, для штатов, которые еще не определили статус криптовалют – Uniform Regulation of Virtual Currency Businesses Act («URVCBA»). Данный закон регулирует только биржи и операторов кошельков. Физические или юридические лица, которые используют криптовалюту не подпадают под регулирование этого закона.

Из всех штатов только штат Нью Йорк выпустил специальную лицензию для совершения обменных операций с криптовалютой. Называется она Bitlicense и выдается Департаментом финансовых услуг штата Нью Йорк. То есть, если биржа хочет, чтобы жители Нью Йорка смогли пользоваться ее услугами, такая лицензия обязательна. Она известна тем, что у нее очень строгие требования к AML, програмному обеспечению, к системам кибербезопасности, бизнес-плану, бухучету, маркетингу и защите клиентов. К слову, с момента ёе появления в 2015 году, только 9 бирж смогли получить эту лицензию.

Исходя из вышесказанного все компании, которые предоставляют обмен виртуальных валют на любую другую валюту в т.ч. виртуальную признаются как MSB.

По поводу законодательства против отмывания денежных средств и финансирования терроризма в Законе о банковской тайне (BSA) и PATRIOT ACT, указывается принцип «Знай своего клиента» — право финансовых институтов США запрашивать информацию по корреспондентским счетам иностранных банков и требования от финансовых учреждений создания «бумажных следов», сохраняя записи и предоставлять отчеты об определенных операциях в FinCen. Под действие такого законодательства попадут даже те MSB которые находятся за пределами США, но предоставляют услуги полностью или в значительной степени в США. К примеру, биржу BTC-e обвинили за деятельность без лицензии на территории США, не соблюдение требований AML и другое. Чтобы не наступать на грабли этих компаний для безопасной деятельности в США необходимо:

 

— Зарегистрироваться в FinCen;

Подать в течение 180 дней после даты создания MSB; Каждые два года нужно обновлять регистрацию. Ответственность может быть в форме гражданского штрафа в размере до 5000 $ за каждое нарушение; и уголовного наказания в форме штрафа и / или лишения свободы на срок до 5 лет.

 

— Идентифицировать клиентов;

 

— Вести список подозрительных агентов;

 

— Предоставлять доклад о подозрительной деятельности (Suspicious Activity Report) в случаях если финансовое учреждение для одного заказчика в один день: 1) транзакции на сумму больше 2000$; 2) получение или выдача наличных денег больше 10000$; 3) денежный перевод больше 3000$; 4) обмен валюты на сумму больше 1000$;

Данный отчет должен идентифицировать 5 основных элементов информации – кто? Что? Когда? Где? Почему?

 

AML;

Article 352 PATRIOT ACT; Все MSB должны разработать и внедрить программу мероприятий по борьбе с отмыванием денег. Такая программа должна быть разработана в письменной форме и соизмерима с рисками, положением, размером, природой и объемом финансовых услуг, оказываемых учреждением. Должен быть назначен AML compliance person (нет требований к квалификации).

 

Подготовка отчетов по транзакциям, превышающие 10000$ (Currency Transaction Report);

Такая форма должна быть предоставлена в течение 15 дней с даты осуществления транзакции. (Проверка и запись ID клиента; запись реквизитов транзакции; сохранять копию отчета о валютной трансакции в течение 5 лет.)

 

Хранить данные по трансакциям на сумму более 3000 $ в течение 5 лет.

 

Соответственно все компании, которые по законодательству США подпадают под определение MSB и физически там не находятся, но предоставляют услуги в США к ним применяются те же требования к отчетности и хранению записей в соответствии с Законом о банковской тайне, что и к компаниям, которые физически находятся в США.

Как итог, Американское законодательство достаточно строго относится к деятельности криптовалютных бирж, из-за чего многие платформы желают не иметь дело с резидентами США, что они указывают у себя в Terms & Conditions, либо же просто для верификации на бирже невозможно будет указать США в графе «страна регистрации». Но, нельзя не отметить, что биржи которые проходят весь комплаенс в Америке как правило пользуются большим спросом и характеризуются как безопасные, прозрачные и надежные места для торговли криптовалютами.

 

Михаил Гриджук,

юрист IT практики MORIS GROUP