Due diligence стартапа, или как не стать “котом в мешке” в глазах инвестора

Суровая правда такова, что большинство стартапов на ранних этапах своего существования вообще не задумываются об юридической составляющей проекта. И это вполне логично, ведь поначалу проект существенно ограничен в бюджете и все свои средства целенаправленно вкладывает в маркетинг и разработку продукта, стараясь увеличить его узнаваемость на рынке. Однако рано или поздно наступает фаза развития, в которой без инвестиций уже не обойтись. Потребность во внешних источниках финансирования может быть обусловлена разными факторами, начиная от необходимости увеличения штата и заканчивая выходом на новые рынки.

И, как ни странно, именно с появлением первого инвестора на горизонте, а вместе с ним сложных и непонятных словосочетаний, вроде “due diligence” процедуры, остро встает необходимость в юридических услугах. Именно на подготовку к данной процедуре мы и обратим внимание этой статьей.

Due diligence  (дью-ди́лидженс) — это процедура сбора и анализа различной информации об объекте инвестирования с целью определения инвестором существующих рисков. Иными словами, это обязательный аудит проекта при привлечении инвестиций, от результатов которого зависит, состоится ли сделка.

Также стоит обратить внимание, что due diligence бывает разных видов: стратегический, финансовый, юридический и т.п. Поэтому в зависимости от индивидуальных характеристик и особенностей самого проекта может потребоваться проведение сразу нескольких независимых due diligence процедур. Однако с особым трепетом и вниманием инвестор относится именно к юридической структуре стартапа, поэтому этот вид due diligence применяется в любом случае. Ведь именно от законности схемы работы компании и правильного оформления отношений как внутри команды, так и с клиентами, зависит дальнейшая жизнеспособность проекта. Поэтому дабы быть готовым к подобной процедуре, стартапу следует определить текущее положение дел по таким параметрам:

 

  • Наличие первичной документации:

 

  • В-первую очередь, сюда относятся регистрационные данные самой компании (пакет документов может сильно отличаться в зависимости от юрисдикции регистрации, организационно-правовой формы компании и необходимости получения различных разрешительных документов).

Наличие корпоративного договора между учредителями, который включает положения о размере долей компании, порядке принятия стратегических решений и других важных аспектах ведения бизнеса, поскольку инвестору важно понимать кто и на что претендует в совместном проекте.

Наличие соглашений о неразглашении конфиденциальной информации (NDA) со всеми сотрудниками в стартапе имеет особый смысл. Ведь если мы говорим о новых, инновационных и уникальных продуктах, защищать информацию о проекте следует не только устными разговорами с сотрудниками, а и юридически обязать их не раскрывать определенную информацию существующими правовыми инструментами.

Поскольку речь идет о стартапе, как об определенной инновации на рынке, особое внимание также следует уделить договорной базе с клиентами/партнерами, где детально должны быть прописаны положения о гарантии сторон, распределении рисков и  разрешении споров.

  1. Объекты интеллектуальной собственности.

Поскольку созданные объекты интеллектуальной собственности являются основным активом стартапа, инвестору будет крайне важно определить законность такого владения. Юридически, владение  созданными объектами интеллектуальной собственности подтверждается следующим образом:

  • Наличие заявок,  патентов, свидетельств, которые подтверждают права  объекты интеллектуальной собственности. К примеру, название и логотип необходимо сразу регистрировать, как торговую марку, ведь в дальнейшем это станет надежным средством защиты имени и репутации компании. В случае, если Вы используете собственную уникальную техническую разработку – важно получить патент, обеспечив тем самим правовую охрану Вашей технологии.
  • Все лица, которые на договорной основе создают для компании определенные объекты интеллектуальной собственности, должны передать компании все исключительные имущественные права на такие объекты с момента их создания. В случае, если договорные отношения уже оформлены, стоит заключить дополнительное соглашение с таким положением к существующему договору.

В случае, если объекты уже созданы, необходимо передать их компании по отдельному договору о передаче исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Важно позаботиться об этом заранее, поскольку если вспомнить об этом уже в момент  due diligence, есть высокий риск манипуляций со стороны лица, создавшего объекты .

          3) Другая документация, которая может быть запрошена по требованию инвестора:

  • Договоры с ключевыми клиентами или пользователями;
  • меморандумы с основными стратегическими партнерами;
  • различные отчеты о прибыли и убытках (P&L), о движении денежных средств компании;
  • возможные претензии от контрагентов.

Иными словами универсального подхода и точного перечня запрашиваемой информации не существует. На практике встречаются принципиально разные случаи:  в одних – проект проверяется только на наличие существенных рисков и недочетов, в других же дело доходит до проверки каждого документа на предмет орфографической грамотности. Все зависит от уровня предстоящей сделки и  ожиданий самого инвестора.

Напоследок, хотелось бы дать несколько общих рекомендаций стартапам, относительно подготовки к процедуре due diligence:

1) Абсолютно правильным решением будет заблаговременная подготовка к процедуре  due diligence и формирование необходимого пакета документов. Да, конечно всегда можно попробовать включить режим “турбо” и начать собирать недостающие документы на только этапе переговоров, попутно оформляя их задним числом. Но ведь согласитесь, гораздо серьезнее выглядит стартап который уже на этапе поиска инвестиций имеет полное представление о юридической стороне своего существования, что не может не повлиять положительным образом на оценку и общее впечатление инвестора.

2) Не забывайте, что due diligence, это процедура, на протяжении которой Вы открываете значительный объем своей информации, в том числе и конфиденциальной. Поэтому имеет смысл подписать НДА, особенно в случае, если это профильные инвесторы или представители конкурентных компаний.

3)  И наконец помните, что due diligence, это обоюдный процесс, в котором не только инвестор получает полную картину юридической жизни проекта, но и сам стартап имеет возможность получить полезные сведения и ценные рекомендации относительно своего текущего положения. Правильный подход к использованию таких данных однозначно окажет положительное влияние на последующее развитие проекта, вне зависимости от результатов текущей сделки.